При сравнении бульдозеров обращайте внимание на пять критически важных характеристик:
Формула (1) методики МАДИ для определения требуемого тягового усилия:
Tₙₑₒᵦₓ = R · B · H + G · sin α + f · G · cos α
где Tₙₑₒᵦₓ — требуемое тяговое усилие, Н; R — удельное сопротивление резанию грунта (кН/м²); B — ширина отвала, м; H — глубина реза, м; G — эксплуатационная масса машины, кН; α — угол продольного уклона трассы; f — коэффициент качения.
Категория |
R, кН/м² |
Ширина башмака |
Пример модели |
I. Песок рыхлый |
20–100 |
840–950 мм (LGP) |
Cat D6N LGP |
II. Суглинок лёгкий |
90–180 |
610–660 мм |
Komatsu D85EX‑18 |
III. Суглинок плотный |
160–280 |
560–610 мм (XL) |
Cat D6R |
IV. Скала/глина |
300–480 |
510–560 мм |
Четра Т11 |
Используйте LGP‑исполнение для рыхлых и болотистых грунтов, XL — универсальный выбор, узкий башмак — для скальных пород.
H/B |
Kₚ (форма отвала) |
Kₚₓ (разрыхление, категории I–IV) |
≤0,20 |
1,00 |
1,15 / 1,20 / 1,25 / 1,35 |
0,21–0,25 |
1,15 |
— |
0,26–0,30 |
1,25 |
— |
0,31–0,35 |
1,35 |
— |
>0,35 |
1,45 |
— |
1. Определите категорию грунта (I–IV).
2. Измерьте дальность перемещения L (м) и объём работ.
3. Выберите ходовую: LGP / XL / узкая.
4. Рассчитайте требуемое тяговое усилие по формуле (1).
5. Вычислите объём призмы волочения Vₚ = b·h² / (2·tg φ₁).
6. Умножьте на Kₚ и Kₚₓ (см. таблицу 4).
7. Получите техническую производительность Pₜ = Vₚ · 3600 / t_цикл.
8. Сравните с планом, при дефиците вы
* Из-за нехватки тягового усилия у Б10 оператору придётся снижать глубину реза и/или скорость: цикла становится дольше (≈ 60 с вместо паспортных 55 с). Фактическая выработка будет ещё ниже расчётной.
Ключевые выводы
Эта «сквозная» демонстрация алгоритма 1-8 показывает, как каждое расчётное звено (тяга, призма, коэффициенты) влияет на итоговый выбор техники и экономику проекта.
МАДИ: Коншин В.М. «Изучение конструкции и выбор бульдозеров…», 2015.
Спецификация ЧЕТРА Т11, 2024.
Спецификация ЧЕТРА Б10, 2024.
Cat D6N LGP Specalog AEHQ7486‑01.
Komatsu D85EX‑18 (official), 2025.